Учебный план МБОУ СОШ№2 на 2021-2022 учебный год

1

Пояснительная записка
к Учебному плану среднего общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«СОШ№2» на 2021/2022 учебный год
Учебный план среднего общего образования (ФГОС СОО) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «СОШ№2» (далее МБОУ «СОШ № 2») – документ,
определяющий общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам, а также
формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план обеспечивает реализацию
обязательного минимума содержания основных образовательных программ основного общего
образования, позволяет осуществлять функционирование школы в едином образовательном
пространстве, сохраняя преемственность между уровнями общего образования и обеспечивает
готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные умения и навыки, а также
способы деятельности для решения творческих и теоретических задач и возможного
дальнейшего продолжения образования.
Учебный план МБОУ «СОШ№2» разработан в соответствии с нормативными
документами:
Федерального уровня:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 апреля 2012 г.
№ 413. Зарегистрированного Минюстом России 07.06.2012, рег.№ 24480 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего
образования» (с учетом последующих изменений и дополнений);
- - приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, с изменениями от 28.10.2015);
- приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность»;
- приказ Министерства просвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 №254»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утверждён постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с учетом последующих
изменений).
Регионального уровня:
-Письма Министерства образования и науки РД №06-7164
− Устава МБОУ СОШ № 2
− лицензии серия 05Л01 № 0003914 от 14 января 2020 г. на правоведения образовательной
деятельности (бессрочно);

− свидетельства о государственной аккредитации серия 05А01 № 0001891 от 06.февраля
2020 года;
−Образовательной программы МБОУ СОШ № 2.
В соответствии с лицензией школа при организации образовательной деятельности
реализует образовательную программу основного общего образования.
Учебный план МБОУ «СОШ№2» на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для учащихся I–IV классов
продолжительность учебной недели – 5 дней, для V-XI классов – 6 дней
Организация обучения в условиях шестидневной рабочей недели в V-XI классах
осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с
образовательной программой гимназии.
Время работы школы с 01 сентября по 31 мая, пн.– сб. с 7:30 до 18:00

Продолжительность учебного года:
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность
учебного года:
–
I класс – 33 учебные недели;
–
II-IV классы – не менее 34 учебных недель;
–
V-VII, X классы – не менее 35 учебных недель
–
IX и XI классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный
период).
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
–
для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не
более 5уроков, за счет урока физической культуры;
–
для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6
уроков засчет урока физической культуры;
–
для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков;
–
для обучающихся VII-XI классов – не более 7 уроков.
Продолжительность учебной недели:
Учебный план МБОУ «СОШ№2»:
–
определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной
неделе для обучающихся начальной школы: I кл. – 21 ч. в неделю, II-IV кл. – 23 ч. в неделю;
при 6–дневной учебной неделе для V-XI классов: V кл. – 32 ч. в неделю, VIкл. – 33 ч., VII
кл. – 35 ч., VIII- 36 ч, IX кл. – 36 ч., X-XI кл. – 37 ч. в неделю;
–
предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС – 70% на 30%);
Федеральным и Региональным компонентами.

2

Требования к объему домашних заданий:
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в I классах – 1 ч., во IIIII классах – 1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – 3,5 ч.
Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ (по согласованию с
главным распорядителем средств бюджета) в соответствии с образовательной программой
гимназии осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на:
- две группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык»,
-«Технология» в V–XI классах, «Физическая культура» в X–XI классах, а также по
предметам «Информатика», «Естествознание», «Физика» и «Химия» (во время проведения
практических занятий

Пояснительная записка
к учебному плану
на 2021/2022 учебный год
Общие положения
(начальная школа)
1.1.Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2.Учебные планы образовательных организаций Республики Дагестан,
реализующих основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные
организации), формируются в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28.12.2018 № 345;
-Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
3

общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
-Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных образовательных программ(ООП),в том числе в
части проектной деятельности»
1.3 Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену.
1.4.Режим работы по пятидневной
учебной неделе определено
образовательной организацией в соответствии с СанПиН, педсовет №1
29.08.2020года.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе -35 минут(1 полугодие),40 минут(2 полугодие);
во
2-4 классах –
40
минут
(по
решению
образовательной
организации),педсовет №1 29.08.2020года.
1.5.
Учебный план является частью образовательной программы
образовательной
организации.
Образовательные
организации
разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС
начального общего и основного общего образования и с учетом примерных
основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 предусматривает:
Четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для I-IV классов;
Учебный год в образовательной организации начинался 01.09.2021г.
Обязательная
часть учебного плана определяет состав
учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
4

организациях, реализующих основную образовательную программу начального
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№
1576,1577,1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение
отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и
литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме
прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский
язык, из числа языков народов Российской Федерации.
Из учащихся разных национальностей, для которых могут быть созданы
учебные группы не менее 5 учащихся, комплектуется группа для изучения
«Русского родного языка».
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература»
являются обязательными для изучения.
В МБОУ «СОШ№2» учебные предметы «Родной язык и литературное чтение»
изучаются на следующих языках:
аварский,даргинский,лакский,кумыкский,табасаранский,лезгинский и русский как
родной.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в
соответствии с
образовательной программой образовательной организации
осуществляется деление классов на две группы:
-в соответствии с Примерной основной образовательной программой(далееПООП) начального общего образования:
« При проведении учебных занятий по родному языку в образовательных
организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (14классы),и по иностранному языку(2-4)классы осуществляется деление классов на
две группы:
в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более
человек,
в сельских -20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью .
Таким образом ,решение о делении классов на группы принимает самостоятельно
общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учётом наличия
необходимых финансовых и педагогических ресурсов.
1.7. При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной
формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального
общего образования и ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных
предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной
работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.
С 01.09.2021года организовано дистанционное обучение предметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке»,в связи с пандемией коронавируса.
5

1.8. В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение
ведётся на русском языке, но наряду с ним изучаются языки народов Дагестана,
для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках,
в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не
менее 5 учащихся одной национальности.
Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно
(параллельно) одним уроком.
1.9.Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
-учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345);
-учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть
учебного плана основных общеобразовательных программ;
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или
учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на
каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана
основных общеобразовательных программ.
1.10.Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом
индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, запросов семьи,
культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих
программ внеурочной деятельности.
Рабочая программа вн.деятельности является обязательным элементом
ООП, наравне с иными программами,входящимив содержательный раздел ООП.

6

Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются ОО самостоятельно
на основе требований ФГОС с учётом соответствующих примерных ООП.
В ОУ МБОУ «СОШ№2» в программу вн.деятельности ввели курс «Шахматы»УМК
И.Г.Сухин.
На программу курса «Шахматы»УМК И.Г.Сухин отводится:
1час в 1классе,
1час во 2классе,
1час в 3классе,
1час в 4классе .
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
-планируемые результаты вн.деятеятельности;
-содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и
видов деятельности;
-тематическое планирование.
Участие во вн.деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов
вн.деятельности в зависимости от уровня общего образования:
-до 1350 часов за 5 лет обучения на уровне начального общего образования.
2.Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования
может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации
образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в
рамках реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными
механизмами реализации основной образовательной
программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования
может включать как
один, так и несколько учебных планов. Формы
организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет образовательная организация.
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. (Соотношение
80/20% соответственно).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях.
7

реализующих ООП начального общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам(годам) обучения.
2.1. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана
внутри максимально допустимой недельной нагрузки, использовано:
-на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
-на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные .
Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе начального общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных
учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы
начального общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в
условиях пятидневной учебной недели(при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
соласовано СанПин 2.4.2.2821-10).
-Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений(1час в неделю), в I-IV классах использованы на изучение учебного
предмета «Русский язык».
При
составлении
учебного
плана
образовательной
организации
индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при
определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся
согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности
превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно
определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для
учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет
5 дней.
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на
изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее - ОРКСЭ).
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор
8

фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями
родителей
(законных
представителей)
обучающихся.
На
основании
произведенного выбора сформированы учебные группы вне зависимости от
количества обучающихся в каждой группе.
Изучение направлений осуществляется согласно заявлений родителейзаконных представителей.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» являются
модульными и включает:
«Основы светской этики» -3 часа;
«Основы мировых религиозных культур» – 2часа;
«Основы православной культуры» – 1час;
«Основы исламской культуры » – 2 часа.
Учебные группы обучающихся,изучающих ОМРКиСЭ ,сформированы из
классов - групп и переведены на дистанционное обучение с 01.09.2021года , в
связи с пандемией коронавируса.
2.2. Общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся I классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет
урока физической культуры;
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, обучение в первом классе осуществляется с
соблюдением следующих дополнительных требований:
1. Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену.
2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который
предполагает
следующее
расписание:
- в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3-4 урока в день по 35минут
каждый,
- во второй четверти (ноябре-декабре) – по 4 урока по 35 минут каждый,
- а в 3 и 4 четвертях (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый.
3. Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1
день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
Динамическая пауза после 2-3 урока – по10 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы
затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во П-Ш классах - 1,5 ч.,
в IV классах - 2 ч.,
Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется образовательной
организацией в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2904 часов и более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с
9

участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы.
В I-IV классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность
с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и
обязательные предметные области.
К учебным предметам федерального компонента учебного плана отнесены
10 учебных предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный язык,
математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка,
физическая культура, основы религиозных культур и светской этики.
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам
(русский язык, математика, окружающий мир).
2.3. Дополнительно:
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности для обучающихся при получении начального общего образования
(до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно
формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и осуществляться посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые
и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает
план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности
по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их
суммирование в течение учебного года.
В настоящий момент
действующими нормативными правовыми
документами в сфере образования не установлена норма деления классов
общеобразовательных организаций при изучении учебных предметов на группы.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях(п.10.1,абзац
второй)
10

определено,что при наличии необходимых условий и средств для обучения
возможно деление классов по учебным предметам на группы.
В соответствии с Примерной основной
образовательной
программой(далееПООП)начального общего образования: «При проведении занятий по родному
языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком
изучается родной язык (1-4 классы) ,и по иностранному языку (2-4) осуществляется
деление классов на две группы:

В городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более
человек, в сельских -20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов
возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью».
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам основного общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных
учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы
основного общего образования.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных
организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях,
устанавливается по выбору образовательной организации.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации
основной образовательной программы основного общего образования должен
быть
укомплектован
печатными
и
электронными
информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в
том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их
составной частью, учебно-методической литературой и материалами,
дополнительной литературой.
Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное
на изучение учебных предметов федерального компонента государственного
стандарта общего образования, являются обязательными.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часа в
неделю на базовом уровне. Обучение учащихся МБОУ «СОШ№2» 1-4х классов
проводится по УМК «Школа России» и УМК «Планета знаний»
УМК «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование
младших школьников и построен на единых принципах и соответствует
требованиям государственных стандартов основной программы начального
общего образования.
УМК «Планета знаний» направлен на достижение высоких результатов
обучения,за счёт эффективного сочетания урочной и внеурочной деятельности.

11

Недельный учебный план
МБОУ «СОШ№2»
Для учащихся 1 – 4 классов, реализующих
ФГОС НОО
на 2021-2022 учебный год (5-дневка)
Приложение № 1
Предметная область
Учебные предметы
Число часов в неделю
1кл
2кл
3кл 4кл всего
Русский язык и
Русский язык
4
4
4
4
16ч
литературное чтение
Литературное чтение
4
3
3
3
13ч

Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
ОРК и СЭ
Искусство

Родной язык
Литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика

0,5
0,5

1
1

1
1

1
1

3,5ч
3,5ч

4

2
4

2
4

2
4

6ч
16ч

Окружающий мир

2

2

2

1

7ч

ОРК и СЭ
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1ч
4ч
4ч

Технология
1
1
1
Физическая культура и
3
3
3
ОБЖ
Предельно допустимая итого
21
23
23
нагрузка
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально
ИТОГО
21ч 23ч 23ч
допустимая
недельная
нагрузка

1
3

4ч
12ч

23

90ч

Вн.деятельность

2ч

1ч

2ч

2ч

23ч 90ч

7ч

12

1. Основное общее образование.
Учебный план для V–IX классов составлен в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО),
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644).
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой
через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного
процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет школа.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (V-IX
классы):
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива гимназии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
ФГОС ООО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные
области, в числе которых:
- предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы:
«Русский язык», «Литература»;
- предметная область «Родной язык и родная литература» включает учебные предметы
«Родной язык» и «Родная литература». Язык обучения - русский. Преподавание и изучение
родного языка из числа языков народов Республики Дагестан осуществляются в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами.
В школе для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в
каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы
могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в
расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для
которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные
группы, комплектуется группа для изучения предмета «Русский как родной».
В МБОУ "СОШ №2"изучаются 6 основных родных языков народов Дагестана: аварский,
даргинский, лакский, табасаранский, кумыкский и лезгинский. Изучение обучающимися по
основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской
Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на
добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).Изучение родных языков
проводится в соответствии с заявлениями родителей на согласие или несогласие на изучение языков
13

- предметная область «Иностранные языки» включает учебный предмет «Иностранный
язык (Английский язык)»;
- предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы
«Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»;
- предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю;
- предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология».
Исходя из позиций целесообразности, часы, отведенные на преподавание следующих
учебных предметов, проводятся отдельно:
- «Математика» – в VII-IX классах включает предметы «Алгебра» (3-4 часа в неделю) и
«Геометрия» (2-3 часа в неделю);
- «Искусство» – в V-VIII классах включает предметы «Музыка» (1 час в неделю) и в VVII классах - «Изобразительное искусство» (1 час в неделю);
Изучение учебного предмета «История России. Всеобщая история» в V-IX классах
осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX
классе завершается 1914 годом).
Изучение учебного предмета «География» включает в себя параллельное изучения
предмета «География Дагестана» с учетом региональной специфики.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними
заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и
в конце года.
Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Специфика учебного плана школы определяется целями и задачами реализуемых
образовательных программ. Часы части, формируемой участниками образовательных
отношений, в учебном плане использованы следующим образом:
5 класс- «Русский язык» - 3 часа, «Литература» – 2 часа, «Английский язык» - 1 час,
«Математика» - 1 час, «Технология» - 1 час, «ОДНКНР» - 1 час (ИТОГО 9ч)
6 класс- «Русский язык» - 3 часа, «Литература» – 2 часа, «Английский язык» - 1 час,
«Математика» - 1 час, «Технология» - 1 час (ИТОГО 8ч)
7 класс- «Русский язык» - 2 часа, «Литература» – 1 час, «Английский язык» - 1 час,
«Математика» - 1 час, «Физика» - 1 час, «Технология» - 1 час (ИТОГО 7ч)
8 класс- «Русский язык» - 2 часа, «Литература» – 1 час, «Английский язык» - 1 час,
«Математика» -1 часа, «История Дагестана»» - 0,5 час, «КТНД» - 0,5 час (ИТОГО 6ч)
9 класс- «Русский язык» - 2 часа, «Литература» –2 часа, «Английский язык» - 1 час,
«Математика» - 2 час, «История Дагестана»» - 0,5 час, «КТНД» - 0,5 час (ИТОГО 8ч)

Предметные
области

Учебный план основного общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
МБОУ «СОШ №2».
на 2021-2022 уч. год
Учебные
Количество часов в неделю
предметы
V
VI
VII
VII1
IX
Классы

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература

Всего

3/105

4/140

3/105

2/70

2/68

14/488

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174
14

Родной язык
Родной язык и
родная литература Родная
литература
Иностранные
Английский язык
языки
Математика и
Математика
информатика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельност
и
Итого

История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Основы
безопасности
жизнедеятельност
и
Физическая
культура

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/174

2/70

2/70

2/70

2/70

2/68

10/348

5/175

5/175

-

-

-

10/350

-

-

3/105
2/70

3/105
2/70

3/102
2/68

9/312
6/208

-

-

1/35

1/35

1/34

3/104

2/70
1/35
1/35
1/35

2/70
1/35
1/35
1/35
1/35

2/70
1/35
2/70
1/35
2/70
1/35

2/70
1/35
2/70
2/70
2/70
2/70
1/35

2/68
1/34
2/34
2/68
2/68
2/68
-

10/348
4/139
8/244
5/173
4/138
8/278
4/140

1/35
1/35

1/35
1/35

1/35
1/35

1/35

-

3/105
4/140

1/35

1/34

2/69

3/105

3/105

3/105

3/105

3/102

15/522

23/805

25/875

28/980

30/1050

28/952

134/4662

9/315

8/280

7/245

6/210

8/272

38/1322

Русский язык и
литература

Русский язык

3/105

3/105

2/70

2/70

2/68

12/418

Литература

2/70

2/70

1/35

1/35

2/68

8/280

Иностранные
языки

Английский язык
1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/178

Математика и
информатика

Алгебра

1/35

1/35

1/35

1/35

1/34

5/178

Геометрия

-

-

-

-

1/34

1/34

Естественнонаучные
предметы
Общественнонаучные
предметы

Физика
-

-

1/35

-

-

1/35

-

-

-

0,5/17

0,5/17

1/34

-

-

-

0,5/17

0,5/17

1/34

Технология
Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Технология

1/35

1/35

1/35

-

-

3/105

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

1/35

-

-

-

-

1/35

32/1120
1/35

33/1155
1/35

35/1225
1/35

36/1260
1/35

36/1224
1/34

172/5984
5/174

История
Дагестана
КТНД

Максимальная допустимая недельная
нагрузка

Внеурочная деятельность

15

Промежуточная аттестация обучающихся в 2021-2022 учебном году
Класс

Учебный предмет

5,6,7, 8
9

Русский язык

5,6,7
8,9
5,6,7,8
9
5,6,7
8,9
5,6,7, 8,9

Литература

5,6,7,8
9

Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
Алгебра

7
8,9

Геометрия

7,8,9
5,6,7,8
9

Информатика
История

6,7, 8
9

Обществознание

5
6,7,8
9

География

7,8,9
8,9

Физика
Химия

5,6,7
8
9
5,6,7,8
5,6,7

Биология

5,6,7,8
8,9
5,6,7,8,9

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
ОБЖ
Физическая

Форма промежуточной
аттестации
ВПР
итоговая контрольная
работа
Тестирование
Сочинение
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестирование
Сочинение
Тестирование

Период проведения
промежуточной
аттестации
март-апрель
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года

ВПР
Контрольная работа в
форме ОГЭ
Контрольная работа
Контрольная работа в
форме ОГЭ
Тестирование
ВПР
Контрольная работа в
форме ОГЭ
ВПР
Контрольная работа в
форме ОГЭ
Устное собеседование
ВПР
Контрольная работа в
форме ОГЭ
Контрольная работа (ВПР)
Тестирование (ВПР)

В конце учебного года
В конце учебного года

ВПР
Тестирование
Тестирование
Защита творческих работ
Защита творческих работ

В конце учебного года

Тестирование
Тестирование
Сдача нормативов

В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года

В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года

В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года

16

8,9

культура
История Дагестана,
КТНД

Контрольная работа

В конце учебного года

17

3. Среднее общее образование.
Учебный план 10-11 классов ориентирован на 2 – летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ среднего общего образования и разработан в
соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.04.2012 года № 413 (с учетом последующих изменений и дополнений).
В 2021/202 учебном году на уровне среднего общего образования в МБОУ «СОШ № 2»
обучается 6 классов : 10а, б, в и 11а,б,в.
Учебный план 10-11-х классов ориентированы на следующие нормативные требования
освоения общеобразовательной программы:
Нормативные требования

10 класс

Продолжительность
учебного года

35 учебных недель

Продолжительность
учебной недели
Продолжительность урока
Система оценивания
Максимальная
еженедельная нагрузка

6 дней

11 класс
34 учебные недели (без
учета государственной
итоговой аттестации)
6 дней

40 минут
«5» - отлично
«4» - хорошо
«3» - удовлетворительно
«2» - неудовлетворительно
37 часов

37 часов

Задачи учебного плана:
1.
Соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования.
2.
Реализация общеобразовательных программ среднего общего образования,
обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по отдельным
предметам.
3.
Реализация профильного обучения на уровне среднего общего образования.
4.
Обеспечение условий дифференциации и индивидуализации обучения.
Учебный план:
- призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Законом
«Об образовании в Российской Федерации», а также направлен на осуществление
региональной образовательной политики, способствующей формированию и сохранению
единого образовательного пространства;
- направлен на создание социально-педагогических условий, обеспечивающих духовное
саморазвитие и приобретение профессиональной компетентности личности в открытом
информационном обществе;
- определяет содержание образования социально востребованного уровня и направленности;
- способствует формированию базовых компетентностей, отражающих структуру
культуротворческой деятельности каждого человека, поэтапное, соответствующее
возрастным особенностям, развитие человеческого потенциала, социальной зрелости,
готовности к непрерывному образованию и повышению социального статуса выпускника ;
- обеспечивает условия для удовлетворения образовательных запросов обучающихся,
родителей (законных представителей), общества, государства; внедрение в образовательный
процесс школы инновационных образовательных программ разнообразных по вариативности
18

и уровню содержания, способам организации обучения, видам профилизации.
Среднее общее образование - завершающий уровень общего образования, призванный
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся,
содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции
предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально
мобильной личности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации профессиональных намерений. Эффективное достижение указанных целей
возможно при реализации профильного обучения, которое является системой
специализированной подготовки обучающихся старших классов.
Учебный план отражает организационно-педагогические условия, необходимые для
достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС СОО.
Учебный план в 10-11-х классах предусматривает изучение учебных предметов: общих для
включения во все учебные планы обязательных учебных предметов, учебных предметов по
выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов
по выбору.
Учебный план для 10-11 классов составлен с учетом двухуровневого (базового и
углубленного) освоения учебных предметов основной образовательной программы. Эта
модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных
предметов: базового и углубленного, включение дополнительных курсов и предметов по
выбору (элективных учебных предметов), которые учащиеся могут выбрать в соответствии с
их индивидуальными интересами и предпочтениями
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных
предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к
последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением
основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих учебному предмету
В 2021/2022 учебном году МБОУ «СШ №2» обеспечивает реализацию учебных планов
следующих профилей обучения: гуманитарного и универсального.
В индивидуальных учебных планах для каждого обучающегося предусмотрено
выполнение индивидуального проекта.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей среднего общего образования: формирование
гражданской идентичности обучающихся; осознание и принятие семейных, национальных,
культурных и общечеловеческих ценностей; осознание ценности образования и науки, труда
и творчества для человека и общества; готовность к сотрудничеству, способность к
осуществлению учебно-исследовательской, проектной, и информационно-познавательной
деятельности; умение вести конструктивный диалог; осознанное выполнение и пропаганда
правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовка к
осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для
человека и общества; готовность к образованию и самообразованию в течение всей своей
жизни. Количество часов, отведенных на обязательную часть учебного плана, в совокупности
с количеством часов части, формируемой участниками образовательного процесса, за 2 года
реализации основной образовательной программы среднего общего образования составляет
не менее 2170 часов и не более 2590 часов.
Обязательная часть учебного плана реализуется через обязательные учебные
предметы, общие для включения во все учебные планы.
«Русский язык» - 3 часа в неделю в 10-11-х классах (углубленный уровень):
изучение направлено на формирование понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике; овладение навыками самоанализа и самооценки
на основе наблюдений за собственной речью; овладение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение
19

умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров; овладение содержанием произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой; сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка.
«Литература» - 3 часа в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение
направлено на совершенствование знаний содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой; формирование представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа
художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание
художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Обязательная предметная область «Родной язык и родная литература» реализуется в
10- 11 классах в объеме по 1 час в неделю предметами «Родной язык» и «Родная литература»,
что обеспечивает реализацию прав обучающихся на изучение родного языка. В МБОУ
"СОШ №2"изучаются 6 основных родных языков народов Дагестана : аварский, даргинский,
лакский, табасаранский, кумыкский и лезгинский. Изучение обучающимися по основным
общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской
Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской
Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).
Изучение родных языков проводится в соответствии с заявлениями родителей на согласие
или несогласие на изучение языков.
«Иностранный язык (английский)» - 3 часа в неделю в 10-11-х классах (базовый
уровень):изучение направлено на формирование коммуникативной
иноязычной
компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента
межкультурного общения в современном поликультурном мире; овладение знаниями о
социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и
неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в
культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; достижение порогового уровня
владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной
формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других
стран, использующими данный язык как средство общения; формирование умения
использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных
источников в образовательных и самообразовательных целях.
«История» - 2 часа в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение направлено
на формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах
исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование
умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении; владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
«Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) - 5
часов в неделю в 10-11-х классах (углубленный уровень): изучение направлено на
освоение базового курса и дополнительно обеспечивает формирование представлений о
необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли
аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений; формирование понятийного аппарата
по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их
применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
умений
моделировать
реальные
ситуации,
исследовать
построенные
модели,
20

интерпретировать полученный результат; формировать представления об основных понятиях
математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение
функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
овладение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления
вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и
основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их
распределению.
«Астрономия» - 1 час в неделю в 10-х классах (базовый уровень): изучение направлено
на осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; приобретение
знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной,
пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических
открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое
положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по
астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных
приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; использование приобретенных
знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; формирование
научного мировоззрения; формирование навыков использования естественнонаучных и
особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего
мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
«Физическая культура» - 3 часа в неделю в 10-11х классах (базовый уровень):
изучение направлено на формирование умения использовать разнообразные формы и виды
физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и
досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля
индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств; овладение физическими упражнениями разной
функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности; овладение техническими приёмами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
«Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 час в неделю в 10-11-х классах
(базовый уровень): изучение направлено на формирование представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о
жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ государственной
системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; формирование представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
формирование представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности; знание распространённых
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); знание основных мер защиты (в том числе в
области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным для них признакам, а также использовать различные информационные
источники; умение применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях; знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и
21

обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и
контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; владение основами
медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях
(при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике.
«Обществознание» - 2 часа в неделю в 10- классах (базовый уровень) и 3 часа в
неделю (углубленный, включая экономику и право) в 11-классах: изучение направлено
на формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук; владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; формирование
представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире; формирование представлений о методах познания
социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; формирование
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
«География» - 1час в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение
направлено на формирование представлений о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических
процессов и проблем; формирование системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного
содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического
знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование представлений и
знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и
социальноэкономических аспектах экологических проблем.
«Информатика» - 1 час в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение
направлено на формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов
в окружающем мире; владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов; владение умением понимать программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц; владение стандартными приёмами написания на
алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых
прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; формирование
представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости анализа
соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей
обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с
ними; владение компьютерными средствами представления и анализа данных; формирование
базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых
22

аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

-

«Физика» - 2 часа в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение
направлено на освоение базового курса и дополнительно обеспечивает формирование
системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о
действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, умения
исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов,
объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь
основных космических объектов с геофизическими явлениями; овладение умениями
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения
достоверности полученного результата; формирование умений
прогнозировать,
анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
«Химия» - 1 час в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение направлено
на формирование представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией
и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты
проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания
при решении практических задач; формирование умения давать количественные оценки и
проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям; владение правилами техники
безопасности при использовании химических веществ; формирование собственной позиции
по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
«Биология» - 1 час в неделю в 10-11-х классах (базовый уровень): изучение
направлено на формирование представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими
понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными
методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых
объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка
антропогенных изменений в природе; формирование умений объяснять результаты
биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; формирование
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включающая дополнительные курсы, предметы по выбору обеспечивает:
1. Реализацию программы элективного учебного предмета ( по 1 часу в неделю)
а) в 10 а классе :
Элективный курс по обществознанию «Актуальные вопросы по обществознанию»,
Элективный курс по русскому языку «Нормы литературного языка»
Элективный курс по математике « Практикум по математике»
Элективный курс по химии «Решение задач по химии»

б) в 10 б и 10 в классах :
- Элективный курс по химии «Решение задач по химии»
- Элективный курс по биологии «Избранные вопросы биологии»
- Элективный курс по русскому языку «Нормы литературного языка»
- Элективный курс по математике «Практикум по математике»
- Элективный курс по обществознанию «Человек и общество»
23

-

в) в 11 а , 11б, 11в классах :
Элективный курс по химии «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
Элективный курс по биологии «Избранные вопросы биологии»
Элективный курс по русскому языку «Теория и практика написания сочинений»
Элективный курс по математике «Практикум по математике»
Элективный курс по истории «История в лицах»
2. Реализацию особой формы организации деятельности обучающихся - индивидуального
проекта (ИП), который представляет собой учебное исследование или учебный проект в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного:
• в 10-11-х классах выполняется обучающимися в течении двух лет (1 час в неделю) в
рамках внутришкольной модели профилизации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
обеспечивает:
удовлетворение
индивидуальных
запросов
обучающихся;
общеобразовательную и общекультурную составляющую при получении среднего общего
образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и
самопроэктирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение
нового опыта познавательной деятельности.
Максимальный объем учебной нагрузки соответствует нормам СанПиН.

Учебный план универсального профиля
на уровне среднего общего образования в рамках федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС)
среднего общего образования МБОУ «СОШ №2» на 2021-2022 уч.год
Уровень
Предметная
Учебные предметы
область
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература
Родной язык и
Родной язык
родная литература
Родная литература
(дагестанская
литература)
Иностранные языки Иностранный язык
(английский язык)
Математика и
Математика: алгебра и
информатика
начала математического
анализа
Математика: геометрия
Информатика
Общественные
История
науки
Обществознание
(включая экономику и
право)
География
Естественные науки Физика

Классы/Количество часов в
неделю/год
10 б
10 в
всего

У
Б
Б
Б

3/105
3/105
1/35
1/35

3/105
3/105
1/35
1/35

6/210
6/210
2/70
2/70

Б

3/105

3/105

6/210

У

3/105

3/105

6/210

Б
Б
Б
У

2/70
1/35
2/70
2/70

2/70
1/35
2/70
2/70

4/140
2/70
4/140
4/140

Б
Б

1/35

1/35

2/70

2/70

2/70
4/140
24

Физическая
культура, основы
безопасности
жизнедеятельности

Химия
Биология
Астрономия
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Б
Б
Б
Б
Б

1/35
1/35
1/35
3/105
1/35

1/35
1/35
1/35
3/105
1/35

2/70
2/70
2/70
6/210
2/70

Индивидуальный проект

Б

1/35

1/35

2/70
64/2240

Итого

32/1120

Предметы и курсы по выбору
Элективный курс по химии «Решение задач по
ЭК
химии»
Элективный курс по биологии «Избранные
ЭК
вопросы биологии»
Элективный курс по русскому языку «Нормы
ЭК
литературного языка»
Элективный курс по математике «Практикум по
ЭК

32/1120

1/35

1/35

2/70

1/35

1/35

2/70

1/35

1/35

2/70

1/35

1/35

2/70

1/35

1/35

2/70

5/175
37/1295
1/35

5/175
37/1295
1/35

математике»

Элективный курс по обществознанию «Человек
и общество»
Итого
Максимальная нагрузка 6-дневной недели
Внеурочная деятельность

ЭК

10/350
74/2590
2/70

Учебный план универсального профиля
на уровне среднего общего образования в рамках федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС)
МБОУ «СОШ №2» на 2021-2022 уч.год
Предметная область
Учебные предметы
Уровень
Количество часов в неделю/год
10а
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
У
3
3/105
литература
Литература
У
3
3/105
Родной язык и
Родной язык
Б
1
1/35
родная литература
Дагестанская
Б
1
1/35
литература
Иностранный язык
Иностранный язык(
Б
3
3/105
английский язык)
Математика и
Математика: алгебра и
Б
3
3/105
информатика
начала
математического
анализа
Математика: геометрия
Б
2
2/70
Информатика
Б
1
1/35
Общественные науки
История
У
3
3/105
Обществознание
Б
2
2/70
(включая экономику и
право)
25

Естественные науки

Физическая культура
и основы
безопасности
жизнедеятельности

География
Биология
Физика
Химия
Астрономия
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б

1
1
2
1
1
3
1

1/35
1/35
2/70
1/35
1/35
3/105
1/35

ЭК

1

1/35

33

33/1155

Проф.

1

1/35

Проф.

1

1/35

Б

1

1/35

Б

1

1/35

4
37
1

4/140
37/1295
1/35

Индивидуальный
проект
Итого
Предметы и курсы по выбору
Элективный курс по обществознанию
«Актуальные вопросы по обществознанию»
Элективный курс по русскому языку «Нормы
литературного языка»
Элективный курс по математике «Практикум по
математике»
Элективный курс по химии «Решение задач по
химии»
Итого в неделю
Максимальная нагрузка 6-дневной недели
Внеурочная деятельность

УЧЕБНЫЙ ПЛАН универсального профиля
МБОУ «СОШ№2» ДЛЯ 11 А, Б, В классов на 2021-2022 уч. год
в рамках ФГОС

Предметная
область
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык

Математика и
информатика

Общественные
науки

Учебные предметы

Уровень
изучения

Количество часов в неделю
11 а
11 б
11 в

Всего

Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
(Дагестанская литература)
Иностранный язык
(Английский язык)
Математика: алгебра и
начала математического
анализа

У
Б
Б
Б

3/102
3/102
1/34
1/34

3/102
3/102
1/34
1/34

3/102
3/102
1/34
1/34

9/306
9/306
3/102
3/102

Б

3/102

3/102

3/102

9/306

У

3/102

3/102

3/102

9/306

Математика: геометрия

Б

2/68

2/68

2/68

6/204

Информатика

Б

1/34

1/34

1/34

3/102

История
Обществознание (включая

Б
У

2/68
3/102

2/68
3/102

2/68
3/102

6/204
9/306
26

Естественные науки
Физическая
культура , Основы
безопасности
жизнедеятельности

экономику и право)
География
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Б
Б
Б
Б
Б
Б

1/34
2/68
1/34
1/34
3/102
1/34

1/34
2/68
1/34
1/34
3/102
1/34

1/34
2/68
1/34
1/34
3/102
1/34

3/102
6/204
3/102
3/102
9/306
3/102

Индивидуальный проект

Б

1/34
32/1088

1/34
32/1088

1/34
32/1088

3/102
96/3264

ЭК

1/34

1/34

1/34

3/102

ЭК

1/34

1/34

1/34

3/102

ЭК

1/34

1/34

1/34

3/102

ЭК

1/34

1/34

1/34

3/102

ЭК

1/34
5/170
37/1258
1/34

1/34
5/170
37/1258
1/34

1/34
5/170
37/1258
1/34

3/102
15/510
111/3774
3/102

Итого
Предметы и курсы по выбору
Элективный курс по химии «Технология
выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»
Элективный курс по биологии «Избранные
вопросы биологии»
Элективный курс по русскому языку ««Теория и
практика написания сочинений»
Элективный курс по математике «Практикум по
математике»
Элективный курс по истории «История в лицах»
Итого
Максимальная нагрузка 6-дневной недели
Внеурочная деятельность

Учебно-методическое обеспечение
МБОУ «СОШ№2» при реализации образовательных программ для использования выбраны:
- учебные пособия, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в Перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.06.2016 № 699).

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(967) 404-18-58

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».